Получают ли руководители университетов значительно более высокие зарплаты, чем преподаватели? Может ли принятие принципов Нового государственного управления (New Public Management – NPM) в управлении высшим образованием способствовать более справедливому распределению ресурсов?

В статье для Oxford Review of Education предпринята попытка ответить на эти вопросы. Были скачаны данные с официального сайта Министерства науки и образования о среднемесячной заработной плате сотрудников организаций, подведомственных Министерству за 2018-2021 гг. Эти данные позволили оценить разрыв в зарплате высших администраторов (ректоров и проректоров) и ППС (данные о зарплате ППС взяты с сайта Мониторинга эффективности образовательных организаций).

В исследовании изучаются как институциональные, так и связанные с лидерами факторы, которые способствуют разрыву в заработной плате. Хотя NPM предполагает внедрение поощрительных контрактов (incentive contracts) и механизмов контроля для повышения эффективности работы организации, результаты показывают, что разрыв в заработной плате более выражен в исследовательских университетах. Этот вывод позволяет предположить, что разрыв в заработной плате в исследовательских университетах более выражен из-за эффекта вознаграждения администраторов за работу ППС. Кроме того, анализ показывает, что университеты, не имеющие специального исследовательского статуса, испытывают сокращение разрыва в заработной плате по мере роста производительности научных исследований, что указывает на то, что система стимулирования положительно влияет на вознаграждение преподавателей и приводит к уменьшению разрыва в заработной плате.