В России доходы управленцев всегда значительно отличаются от доходов тех, кто ниже по должности. Особенно заметен этот разрыв в частных компаниях, где часто перераспределяют доходы внутри организации в пользу высшего управленческого звена. Университеты в корне отличаются от коммерческих фирм. Существует ли и здесь заметный разрыв в зарплатах на разных должностях? Какова динамика за последние несколько лет?

В статье Understanding the salary gap between academic faculty and top administrators: a New Public Management perspective (статья вышла в журнале Oxford Review of Education) предпринята попытка ответить на эти вопросы. Были скачаны данные с официального сайта Министерства науки и образования о среднемесячной заработной плате сотрудников организаций, подведомственных Министерству за 2018-2021 гг. Эти данные позволили оценить разрыв в зарплате высших администраторов (ректоров и проректоров) и ППС. На этой основе мы рассчитали разрыв в зарплатах между высшими управленцами и рядовыми преподавателями/научными сотрудниками.

Согласно абсолютным значениям средних зарплат, ректоры предсказуемо зарабатывают значительно больше, чем проректоры и тем более профессорско-преподавательский состав (ППС) и научные сотрудники. В 2021 году наименьшая зарплата составила 144,798 руб. в Восточно-Сибирском госуниверситете технологий и управления. Половина ректоров получает не больше 341 тыс. рублей. Самые высокие ректорские зарплаты – в исследовательских университетах. Из топ-20 университетов с самыми высокими зарплатами ректоров 12 вузов имеют статус НИУ или участвовали в программе «5-100».

Динамика за четыре года показывает рост зарплат всех категорий сотрудников. Если сравнивать 2018 и 2021 годы, самый большой прирост заметен в зарплатах ППС и научных сотрудников.

  • Ректорские зарплаты выросли на 20%,
  • проректорские – на 31%,
  • научных сотрудников – на 47%,
  • ППС – на 51%.

Такой заметный рост преподавательских зарплат частично связан с президентскими указами о необходимости увеличить зарплату вузовским работникам. Если рост зарплат преподавателей и научных зарплат за последние годы замедлился, рост административных зарплат продолжился. Зарплаты ППС выросли за 2021 год на 1,8%, тогда как ректорские зарплаты в среднем увеличились на 13%.

Мы посчитали разрыв в среднемесячных зарплатах между администраторами и ППС/научными работниками в % для каждого из годов наблюдений (2018-2021). В 2018 году зарплата ППС составляла 29,2% от зарплаты ректоров и проректоров, а зарплата научных сотрудников – 36,8% (в среднем по выборке). Вплоть до 2020 года существовал тренд на снижение разрыва. Однако в 2021-м разрыв увеличился. Если в 2020 году средняя зарплата ППС составила 37,2% от средней зарплаты администраторов, то в 2021-м – уже 34,8%. Средняя зарплата научных сотрудников снизилась с 47,8% до 42,1%.

Ожидалось, что разрыв будет менее заметен в вузах, ориентированных на науку (например, НИУ или у бывших участников проекта 5-100). В таких университетах существует система мотивации, позволяющая сотрудникам с высокими результатами увеличивать доходы за счет публикаций в престижных журналах. 

В действительности, в вузах, ориентированных на исследования, всегда разрыв больше – в отношении как зарплат ППС, так и научных сотрудников. Вероятно, такой результат связан с тем, что министерство назначает очень высокие зарплаты ректорам исследовательских вузов, субъективно высоко оценивая значимость вуза и сложность управления. В свою очередь, проректоры также могут иметь довольно высокие зарплаты, т.к. в соответствии с приказом министерства их уровень доходов должен быть на 10-30% ниже дохода руководителя учреждения. Иными словами, если ректор вуза получает высокую зарплату, то и проректоры будут зарабатывать много. При этом надбавки за научные достижения не позволяют всем преподавателям и научным сотрудникам иметь достаточно высокие зарплаты, чтобы разрыв был менее заметен.