История российской науки, увиденная под определенным углом – это роман воспитания. Это история попыток одних людей заставить других людей быть настоящими учеными. На протяжении по крайней мере двух столетий это принуждение неизменно присутствует в российской академической жизни. В каждый момент находятся те, кто ощущает, что им противостоит консервативная, ленивая, но при этом хитрая и самолюбивая академическая масса, которую надо принудить заниматься исследованиями, стимулировав ее, просветив, цивилизовав, и привив адекватные представления о том, что такое, собственно, «наука». Соответственно, всегда есть и те, кто, собственно, становится объектом принуждения и в разных формах реагирует на него – соглашается , адаптируется , уклоняется или сопротивляется – иногда во имя того, чтобы заниматься наукой в своем представлении, что такое «наука» – или пытается перехватить и возглавить это цивилизиторское движение, использовав его в своих целях.

Публикации по проекту

  • Сафонова М., Соколов М. 2016. Иерархия дисциплин и устройство междисциплинарных связей в России, 2006-2016: анализ корпуса докторских диссертаций. Социология науки и технологий, 4, 86-105 (pdf)
  • Губа, К. С. 2015. Поиск и отбор рукописей в американских социологических журналах: сеть vs рынок. Социология власти, 27(3). С. 93-125 (pdf).
  • Соколов, М., Губа, К.,Зименкова, T., Сафонова, М., Чуйкина, С. 2015. Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах, Новое литературное обозрение. (серия «История науки»).
  • Кнорре, А. В., Соколов, М. М. 2013. “Тяжеловесы” российской социологии: опыт измерения статуса и ресурсов ученых Социологические исследования, 10, 77-87 (pdf).
  • Губа, К. 2013. Как устроены журнальные редакции: отбор рукописей в американской социологии. Laboratorium. Журнал социальных исследований, 5(3). С. 66-89 (pdf).
  • Формальная социология академической нечестности
    Истоки и типы коррупции в российском высшем образовании