В рамках направления, ЦИАНО исследует связь городской сегрегации с доступом к школьному образованию. Целью нашего исследования является изучение того, как жилищная сегрегация районов Санкт-Петербурга связана с дифференциацией школ. В целом, в Санкт-Петербурге низкий уровень жилищной сегрегации и в рамках одного микрорайона очень дорогое жилье может соседствовать с очень доступным. Но все же дома заметно различаются по стоимости и можно выделить определенные небольшие локации, где будет сосредоточено в основном элитное либо, напротив, недорогое жилье. Система записи в школы в городе устроена так, что к каждому учебному заведению приписывается набор адресов, и детям из этих приписанных домов гарантировано обучение в конкретной школе. Школы различаются по успеваемости (средний балл ЕГЭ, количество поступивших в колледжи и вузы, количество олимпиадников), неформальному статусу (наличие слов «гимназия»/ «лицей» в названии), размеру и обеспеченности. Мы предполагаем, что к более успешным школам со статусом лицея/ гимназии приписаны в среднем более дорогие дома – даже в рамках одного микрорайона.
Для проверки данной гипотезы мы изучаем рыночную стоимость квартир в домах, официально приписанных к каждой школе, и такие характеристики учебных заведений как статус школы, средние результаты ЕГЭ, численность учеников. Информацию о стоимости жилья мы получили с сайта ЦИАН, крупнейшего агрегатора по недвижимости в России. Открытые данные о школах мы скачиваем с сайтов администраций районов и с сайтов самих учебных заведений. На первом этапе проводится описательный анализ жилищной и школьной сегрегации в районах Санкт-Петербурга. Затем, мы планируем построить модели, которые позволят сопоставить характеристики школ с ценой приписанного к ним жилья.
На данный момент мы работает с данными по двум районам города – были построены карты жилищной сегрегации, отображающие тренды в расположении дорогого и дешевого жилья, а также отдельные карты расположения школ разного статуса (гимназии/ лицеи/ обычные) и разного уровня успешности (по среднему ЕГЭ). Мы подтвердили наши базовые предположения: общий уровень жилищной сегрегации в этих районах невысок, но выделаются области с более и менее дорогими квартирами. Кроме этого, убедились в том, что школы в этих районах расположены специфическим образом: рядом чаще всего оказываются школы разных статусов и разного уровня успешности.
Руководитель направления – Ксения Тенишева.