METAKNOWLEDGE PERSPECTIVE ON RUSSIAN STUDIES  

Целью проекта «Metaknowledge Perspective on Russian Studies» является анализ паттернов в производстве знания о России (Russian studies) за период 1990–2020 гг. В этом проекте мы разработали сложную процедуру запроса и собрали массивы публикаций о России в широком круге научных журналов. Результатом проекта стало ранжирование мировых интеллектуальных точек влияния в области Russian Studies. Библиометрические данные дали возможность ранжировать организации по тому, в какой степени организация является источником знаний о России. Подробнее.

 АКАДЕМИЧЕСКАЯ НЕЧЕСТНОСТЬ 

Исследования академической нечестности включают в себя как “тяжелые” грехи в виде плагиата или фальсификации данных, так и менее серьезные нарушения академической этики (questionable practices). Для получения эмпирических данных проводятся опросы и анализ публикаций. Наше исследование распространенности академического плагиата с помощью алгоритмов программы «Антиплагиат» делает вклад в свою область тем, что выполнено на публикациях и включает проверку гипотез, направленных на понимание распространенности плагиата (социальные нормы, теория рационального выбора, культурные различия). В этом направлении также анализируется распространенность публикаций в хищных журналах. Подробнее.

 АКАДЕМИЧЕСКИЕ КАРЬЕРЫ: УЧЕНЫЕ И РЕКТОРЫ 

Цель направления – это поиск закономерностей в развитии академической карьеры, которые значимо связаны с достижением высоких результатов в научной работе. В большинстве исследований ученые сосредотачивались на роли отдельных предикторов научной продуктивности, тогда как мы анализируем сложные взаимосвязи академической траектории и научной продуктивности российских ученых. Большое место в этом направлении уделяется административным карьерам высшего звена. Подробнее.

 НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ 

Идея проекта состоит в создании научной инфраструктуры для анализа больших массивов публикационных и цитатных данных российской медицинской науки. Основной целью мы ставим идентификацию паттернов публикационной активности российских медиков на международной и российской академической арене. В фокусе анализа находятся публикации в зарубежных академических журналах. Эта часть результатов российских исследователей наиболее заметна на мировом уровне. Мы проанализировали динамику медицинских публикаций в научных журналах на основе трех баз данных: Web of Science Core Collection (далее — WoSCC), Scopus, Medline. Подробнее.

 НАУКОМЕТРИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 

Главная цель этого проекта – оценить степень согласованности между метриками, вычисленными на основании Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), и данными репутационного опроса для четырех научных дисциплин социально-гуманитарного профиля (политологии, экономики, истории и юриспруденции). Для всех областей был создан рейтинг ведущих фигур, который затем сравнивался с их наукометрическими показателями, вычисляемыми Российским индексом научного цитирования. Подробнее.

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО 

В рамках направления, ЦИАНО исследует связь городской сегрегации с доступом к школьному образованию. Целью нашего исследования является изучение того, как жилищная сегрегация районов Санкт-Петербурга связана с дифференциацией школ. Мы предполагаем, что к более успешным школам со статусом лицея/ гимназии приписаны в среднем более дорогие дома – даже в рамках одного микрорайона.  Подробнее.

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КАРЬЕРЫ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ  

Идею этого направления можно описать как применение объяснительных моделей из социологии стратификации к популяции образовательных организаций. В фокусе нашего внимания находятся «организационные карьеры» университетов, что позволяет описать все многообразие их институциональных судеб. В проекте рассматривается трансформация всей организационной популяции российских вузов с 1987 года с тем, чтобы идентифицировать факторы, ответственные за траекторию отдельной организации. Подробнее.

 АНАЛИТИКА В ОБЛАСТИ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

В рамках этого направления проводится оценка эффективности инициатив, проектов и реформ в сфере высшего образования и науки. В поле зрения попадает как оценка краткосрочных целей проектов, так и анализ длительных эффектов и глубокого воздействия на систему. Подробнее о проектах направления.