Почему одни университеты развиваются успешнее, чем другие? В России, как и в большинстве стран мира сегодня, на вузы возлагаются надежды как на драйвер инновационного развития экономики и источник национального престижа. Ключом к успешному развитию университетов считается сильное лидерство и эффективный менеджмент, способные обеспечить выбор и реализацию успешной стратегии превращение вуза в ведущий мировой исследовательский университет. На этом представлении строится значительная часть недавних реформ высшего образования в России, увеличивающих роль Минобрнауки. Подобный акцент на менеджменте оставляет без внимания факторы, определяющие траектории развития университета. Вместе с тем, без учета этих факторов нельзя объяснить, почему вуз занял определенную нишу в экологии высшего образования и, в частности, насколько конкретный вуз использовал все наличные возможности для роста, и, соответственно, насколько эффективным было управление им.

В проекте предполагается рассмотреть трансформации всей организационной популяции российских вузов с 1987 года с тем, чтобы идентифицировать факторы, ответственные за траекторию отдельной организации.Нас будут интересовать несколько видов событий, происходящих с организацией – рождение, трансформация (например, превращение из пединститута в университет), ветвление (открытие филиалов), экспансия (добавление новых специальностей), эвакуация, деление (отсоединение филиалов или факультетов), смена руководства, ранжирования (определение как неэффективного, вхождение в программу «5/100»), поглощение, смерть. Это события отчасти определяются историческим периодом, затрагивающим систему в целом (например, появление частного образования; демографический спад, изменение государственных приоритетов), отчасти – характеристиками вуза (регион и тип населенного пункта, ведомственная принадлежность вуза, принадлежность к одному из семейств (педвуз), возраст).

 

Публикации по проекту

Научные статьи

  • Tsivinskaya, A. (2023). The diversity of university disciplinary profiles in research and teaching. Higher Education Quarterly (pdf).
  • Цивинская А., Соколов М., Губа К. 2019. Фиктивная эффективность. Что на самом деле оценивал Мониторинг эффективности образовательных организаций? СПб: ЦИАНО ЕУСПб (препринт pdf)
  • Соколов М. 2019. Трансформирующие и селективные системы: исследование по сравнительной социологии академических рынков и карьер. Вопросы образования 2. С. 35-77 (pdf).
  • Соколов, М. М. 2017. Миф об университетской стратегии экономические ниши и организационные карьеры российских вузов, Вопросы образования, 2, 36-73 (pdf).
  • Губа К. Завадская М. 2017. Лучше быть неэффективным, чем негосударственным: как Рособрнадзор наказывает вузы (Серия «Аналитические записки по проблемам правоприменения»). СПб: ИПП ЕУСПб (pdf).
  • Ковалева, Т. А., Сафонова, М. А., & Соколов, М. М. 2017.Что определяет стоимость обучения в российских вузах? Университетское управление, 21( 1), 63-79.
  • Соколов, М. М., Волохонский, В. Л. 2013. Политическая экономия российского вуза, Отечественные записки, 4, 31-48 (ссылка).

Публицистика

Быть университетом в России. Особенности национального высшего образования.
Образование в России: От СССР к Болонскому процессу
Университетская политика в российском высшем образовании
Что измерил рейтинг Минобрнауки? Статистический анализ