Почему одни университеты развиваются успешнее, чем другие? В России, как и в большинстве стран мира сегодня, на вузы возлагаются надежды как на драйвер инновационного развития экономики и источник национального престижа. Ключом к успешному развитию университетов считается сильное лидерство и эффективный менеджмент, способные обеспечить выбор и реализацию успешной стратегии превращение вуза в ведущий мировой исследовательский университет. На этом представлении строится значительная часть недавних реформ высшего образования в России, увеличивающих роль Минобрнауки. Подобный акцент на менеджменте оставляет без внимания факторы, определяющие траектории развития университета. Вместе с тем, без учета этих факторов нельзя объяснить, почему вуз занял определенную нишу в экологии высшего образования и, в частности, насколько конкретный вуз использовал все наличные возможности для роста, и, соответственно, насколько эффективным было управление им.

Идею этого проекта можно описать как применение объяснительных моделей из социологии стратификации к популяции образовательных организаций. Одна из основных идей социологии стратификации и неравенства состоит в том, что, хотя решения индивидов, их таланты и мотивация, безусловно, имеют значение, имеют значение и стартовые точки, а также обстоятельства, позволяющие этим талантам раскрыться. В социологической литературе понятие «карьеры» обычно используется для обозначения перемещений индивидов между позициями внутри отдельной организации, на рынке труда, локальном сообществе или классовой системе в целом. В этом исследовании предполагается использовать модели анализа индивидуальных карьер для изучения траекторий организаций высшего образования, а не индивидов. В фокусе нашего внимания будут находиться «организационные карьеры» университетов, что позволит описать все многообразие их институциональных судеб. Как и индивиды, организации перемещаются выше или ниже по ступеням иерархии, а иногда и вовсе исчезают. Все университеты хотели бы обучать много талантливых и платежеспособных студентов, которые затем сделают блестящую карьеру, быть местом работы знаменитых ученых и центрами инновационной экономики, а также играть роль в жизни своего локального сообщества. Не все, однако, справляются хотя бы с одной из этих задач, и почти никто не справляется со всеми сразу. Нашей задачей будет объяснить, как независящие от университета обстоятельства определяют успех в этой гонке.

В проекте предполагается рассмотреть трансформации всей организационной популяции российских вузов с 1987 года с тем, чтобы идентифицировать факторы, ответственные за траекторию отдельной организации.Нас будут интересовать несколько видов событий, происходящих с организацией – рождение, трансформация (например, превращение из пединститута в университет), ветвление (открытие филиалов), экспансия (добавление новых специальностей), эвакуация, деление (отсоединение филиалов или факультетов), смена руководства, ранжирования (определение как неэффективного, вхождение в программу «5/100»), поглощение, смерть. Это события отчасти определяются историческим периодом, затрагивающим систему в целом (например, появление частного образования; демографический спад, изменение государственных приоритетов), отчасти – характеристиками вуза (регион и тип населенного пункта, ведомственная принадлежность вуза, принадлежность к одному из семейств (педвуз), возраст). В исследовании предполагается, используя event history analysis и сходные методы, реконструировать связь между характеристиками вуза и различными происходящими с ним событиями, а также между последовательностями событий.

Публикации по проекту

Научные статьи

  • Соколов, М. М. 2017. Миф об университетской стратегии экономические ниши и организационные карьеры российских вузов, Вопросы образования, 2, 36-73 (pdf).
  • Губа К. Завадская М. 2017. Лучше быть неэффективным, чем негосударственным: как Рособрнадзор наказывает вузы (Серия «Аналитические записки по проблемам правоприменения»). СПб: ИПП ЕУСПб (pdf).
  • Ковалева, Т. А., Сафонова, М. А., & Соколов, М. М. 2017.Что определяет стоимость обучения в российских вузах? Университетское управление, 21( 1), 63-79.
  • Соколов, М. М., Волохонский, В. Л. 2013. Политическая экономия российского вуза, Отечественные записки, 4, 31-48 (ссылка).

Публицистика

Быть университетом в России. Особенности национального высшего образования.
Образование в России: От СССР к Болонскому процессу
Университетская политика в российском высшем образовании
Что измерил рейтинг Минобрнауки? Статистический анализ