Алексей Железнов дал комментарий изданию “Собака.ру” относительно изменений в системе высшего образования, согласно которым Россия отказывается от Болонской системы, где существуют такие уровни высшего образования как “бакалавриат” и “магистратура”.

Что изменит отказ от бакалавриата?

«Пока рано говорить о радикальных изменениях [для абитуриентов, которые будут поступать в ближайшие несколько лет]», — рассуждает в беседе с «Собака.ru» Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ.

Многое будет зависеть от результатов пилотного эксперимента, который сейчас проводится в Горном университете и еще пяти российских вузах. «В ближайшее время будут представлены результаты, и мы сможем обоснованно понять, какие изменения ждать в дальнейшем», — добавляет Терентьев.

Сходного мнения придерживается Алексей Железнов, научный сотрудник Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге. «Думаю, что прямо вот для абитуриентов 2025 года последствий будет мало, все-таки образование — сфера очень большая и медлительная. Первыми какие-то изменения могут почувствовать те, кто прицельно выбрал университеты, в которых проводится эксперимент», — пояснил Железнов.

“Для остальных вузов изменений следует ждать лишь через несколько лет, и будут они иметь две стороны. Положительная заключается в том, что может увеличиться выбор сроков обучения — одному и тому же будут учить в разных вузах 4, 5, а то и 6 лет. Отрицательная — на некоторых направлениях выбора может не прибавиться, просто вырастет время обучения. Прежде всего, это может быть актуально для инженерных специальностей. Это может иметь неожиданные последствия, поскольку более долгое обучение может оказаться непривлекательным для абитуриентов. В результате молодых инженеров станет не больше, а еще меньше.”

Как изменится магистратура?

В своем выступлении Фальков заявил, что «эффективная массовая магистратура» в России так и не сложилась. По мнению собеседников редакции, это верно лишь отчасти. «Есть вузы с сильной, интересной магистратурой — как государственные, так и частные, такие как Европейский университет, Российская экономическая школа, Шанинка», — полагает Алексей Железнов. Однако он признает, что похвастаться интересными и пользующимися популярностью программами могут не все вузы.

При этом понимания того, в чем именно будут состоять изменения этого уровня обучения, кроме смены названия, пока нет, признаются эксперты. Единственное, что пока известно, — это отказ от того, что срок обучения будет составлять 2 года, в пользу более гибкой системы, предусматривающей возможность разных программ протяженностью от 1 до 3 лет.

Самая большая опасность, предполагает Алексей Железнов, возникнет, если по некоторым специальностям будет введено одновременно и длинное «базовое высшее образование», и трехлетнее специализированное. «Бесконечная учеба ради учебы может лоббироваться вузами, которые считают, что чем больше они будут держать у себя студентов, тем больше получат денег от государства и учащихся. Однако факт в том, что это может оказаться больше никому не интересно», — констатирует он.

Что будет с международными обменами?

Скорее всего, ситуация с обменами, стажировками изменится неравномерно, полагает Алексей Железнов. Так, сильные вузы с большой сетью зарубежных контактов найдут способы предоставить своим студентам такие возможности. А вот в университетах с меньшими ресурсами ситуация может ухудшиться, считает он.

Чего ждать от реформы в целом?

Алексей Железнов пока также полагает, что текущие изменения больше направлены на то, чтобы избавиться от некоторых терминов вроде слова «бакалавриат», и не ждет резких изменений. Если же негативные прогнозы вроде неоправданного увеличения длительности обучения и сокращения возможностей для международного обмена станут реальностью, то это, по его мнению, может спровоцировать отток студентов в соседние страны.

«Тревожным сигналом будет, если мы увидим рост потока наших абитуриентов в вузы Казахстана и Узбекистана, где открываются интересные международные программы. Это станет важным звонком, что у них что-то меняется более динамично и интересно  для абитуриентов», — говорит он, добавляя, что пока такой тенденции не наблюдается. Также, заключает Железнов, не исключена ситуация, что план реформы снова изменится еще до того, как подавляющее число студентов ощутят ее последствия.