3 июня Катерина Губа приняла участие в дискуссии рамках онлайн-проекта «Без Диагноза: Экспертные дискуссии о социальных, экономических и управленческих измерениях кризиса» (РАНХиГС).  Дискуссия была посвящена оффлайн и онлайн-образованию в новых условиях. Мы записали несколько тезисов Катерины:

  • Сейчас мы наблюдаем возврат интереса к теме преподавания и его качества. Хотя еще недавно основная повестка для вузов была связана с исследованиями – предпринимались попытки запустить в университетах науку мирового уровня. На этом фоне образование было в тени публичной дискуссии. Если и звучали обсуждения, то в контексте инструментов оценки качества, за которые отвечает Рособрнадзор, что скорее означало отсутствие глубокого разговора об преподавании. В какой-то мере, университетскому сообществу дан шанс вспомнить об основной миссии университета, что может принести интересные результаты, однако, здесь важно не отдать все решения на откуп ведомствам.
  • Дискуссии, безусловно, вызваны вынужденным глобальным экспериментом по участию в онлайн-образовании. Важно при этом не делать поспешных суждений об онлайн формате, так как в основном вузы попробовали формат дистанционного образования. Многим университетам удалось полностью перенести оффлайн в онлайн – студенты и преподаватели встречаются в тоже время и проводят онлайн-лекции и семинары. Такой формат все же сильно отличается от хорошо сконструированного онлайн-курса, подготовка которого может занять месяцы и требует команды из преподавателя, продюсера, редактора, монтажера и методолога.
  • В дискуссиях об онлайн образовании зачастую мы видим ярко выраженные позиции “за” или “против”. Онлайн-образование – это смерть университета, оффлайн-образование безнадежно устарело и его нужно похоронить. Если же мы добавим в дискуссию еще одно измерение – качество преподавания, то появится больше вариантов. Легко принять решение, если представлять студента лучшего университета, которому предлагают условный выбор в виде курса с живым участием лектора и одногруппниками на кампусе с многолетней историей, и онлайн-версия этого курса без посещения кампуса. Но будет ли выбор тем же самым, если мы представим студента из небольшого университета, где курсы не меняются годами? Университеты при всем сходстве имеют не меньше различий, поэтому вряд ли можно придумать один работающий вариант и прогнозировать изменения для всех институций.
  • Пока утопическим прогнозам о господстве цифрового образования, в котором университетам возможно вообще не найдется места, мешают другие функции университета – это и место социализации, и в своем роде мораторий на взрослую жизнь, и сигнал для работодателя о ненаблюдаемых способностях претендентов. За судьбу университета нужно будет серьезно опасаться, когда эти функции в полной мере возьмут на себя другие институты.