5 октября состоялась лекция Татьяны Земляковой  «Краткая история академической свободы» в лектории Новая Голландия.

Первые университеты возникли в XII веке как автономные корпоративные объединения. Подобно членам других корпораций, средневековые магистры наслаждались правом самостоятельно определять порядок своих трудов и занятий, выбирать деканов и ректоров, менять правила проведения экзаменов. Одновременно с этим в интеллектуальном измерении средневековый университет замыкался в строгих границах: на каждом факультете существовала установленная доктрина и перечень авторитетов, обязательных для изучения студентами и исследования магистрами, а фундаментом всему корпусу знания служила христианская догматика. Сложившаяся в начале XIX века модель гумбольдтовского университета предполагала, наоборот, свободу преподавания, в которой круг потенциальных исследовательских проектов был безграничен, а также свободу обучения: студенты обладали правом самостоятельно выбирать траекторию обучения. Возникшие в европейских государствах министерства образования получали право назначения ректоров и профессуры, определения требований к экзаменам и начали введение общих регулирующих требований. Трансфер гумбольдтовской университетской модели в Соединенные Штаты породил новую конструкцию, в которой свобода преподавания означала невмешательство администрации, свобода обучения стала системой выборочных курсов, а дискуссия об академической свободе приобрела политическое звучание. Очевидно, академической свободы с развитием университетов не становилось меньше или больше, однако определение и практики этой свободы претерпевали множественные изменения, рассмотрению которых и была посвящена лекция.