Европейский университет в Санкт-Петербурге подготовил аналитический отчет «Как работает Рособрнадзор: анализ открытых данных о контрольно-надзорной деятельности в сфере высшего образования». Насколько логика действий контрольно-надзорной службы согласуется с задачей улучшения качества образования и науки? В результате анализа мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций Минобрнауки, реестра проверок и корпуса экспертов Рособрнадзора было обнаружено следующее.

◊ Количество организаций высшего образования с каждым годом уменьшается, однако количество контрольно-надзорных мероприятий в их отношении увеличивается. Сложившаяся картина ставит под вопрос тезис о постепенном оздоровлении российской системы высшего образования и сокращающейся потребности во вмешательстве контролирующих органов.

◊ Под проверки намного чаще попадают частные вузы. При этом выполнение показателей эффективности не снижает существенно вероятность проверки. В целом здесь наблюдается недостаток комплексности мер по контролю качества высшего образования, при котором факт проверки в значительной степени оторван от результатов мониторинга и не всегда согласуется с разработанными министерством показателями эффективности.

◊ В силу кадрового состава корпуса экспертов, участие в контроле и надзоре представителей университетской среды не является гарантией того, что ошибки при выборе цели проверки нейтрализуются качественным анализом деятельности вуза непосредственно в ходе проверки.

◊ Проверки все чаще проходят в виде работы с документами без выезда в вуз. При этом внимание проверяющих сосредоточено на мелких нарушениях, в основном связанных с документационным обеспечением работы вуза. Такой подход не позволяет выявить фактические нарушения порядка получения образования.