В газете “Ведомости” вышла колонка Катерины Губы “Как работает Рособрнадзор. Анализ открытых данных“, посвященная перекосам регуляторной политике в сфере высшего образования. Недавно представитель Рособрнадзора, начальник управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Сергей Рукавишников дал обобщенную картину работы ведомства – как она видится изнутри регулятора. Благодаря доступности данных о работе Рособрнадзора, которые он сам публикует на своем сайте (а данные весьма подробные), а также результатов ежегодного мониторинга эффективности вузов, который делает Министерство образования и науки, появилась возможность может сопоставить слова чиновника с картиной, которая получается на основе статистики его же ведомства.
Что показывает анализ данных? Становятся ли вузы после проверок лучше? Результаты анализа всех проверенных вузов за 2013–2016 гг. говорят о том, что, во-первых, такой связи нет, во-вторых, в некоторых случаях пережитые проверки даже подрывают показатели эффективности. Вузы, которые проверялись в 2013–2014 гг., чаще становились неэффективными в 2016 г. Если вуз не проверялся, то он будет признан эффективным в 86% случаев, если проверялся – в 78%. Причем особенно негативный эффект сказывается на образовательной деятельности. Если вуз не проверялся, то по интегральному показателю образования он будет признан эффективным в 47% случаев, если проверялся – только в 33%. Связь между проверками и эффективностью исследовательской деятельности отсутствует.