Статья “Gender disparities in research fields in Russia: dissertation authors and their mentors” опубликована в журнале Scientometrics.
В этом исследовании изучены гендерные различия в областях исследований, измеряемые научными результатами диссертаций на двух уровнях российской академической системы: кандидат и доктор наук. Данные для этого исследования были извлечены из более чем 250 000 диссертаций, написанных с 2005 по 2016 год. Выбранный источник данных предлагает несколько преимуществ перед библиометрическими данными для целей этого исследования: (а) он предоставляет репрезентативные данные, включая социальные и гуманитарные науки и STEM; (б) гендерная неоднозначность проста из-за гендерной природы отчеств российских авторов; (c) это позволяет упростить атрибуцию текста, поскольку нет необходимости приписывать его первому автору в публикациях с несколькими авторами; (d) он дает представление об этапе карьеры, проводя различие между авторами кандидатских и докторских диссертаций, а также между наставниками диссертаций. Результаты этого исследования показывают гендерный дисбаланс между областями исследований и уровнями академической карьеры. Кроме того, наблюдения показывают, что наставники-мужчины чаще сотрудничают с авторами-мужчинами, а наставники-женщины – с авторами-женщинами, что превышает ожидаемое значение. Эта гендерная гомофилия очевидна в большинстве областей исследований. Хотя результаты во многом подтверждают выводы исследований, проведенных в других странах, четыре упомянутых выше преимущества делают это исследование важным продолжением исследований, основанных на библиометрических данных. Это исследование проливает свет на гендерную структуру в исследовательских областях в России и побуждает к детальным дискуссиям о достижении гендерного равенства в контексте выявленной гендерной гомофилии.