14 февраля, в Европейском университете прошло выступление Михаила Соколова со докладом “От товарищества к учреждениям: политическая эволюция российских вузов” (загрузить презентацию). Работа посвящена описанию политических режимов в высших учебных заведениях и поиску их детерминант. Политические режимы определялись на основе текстов уставов вузов через формальное наличие различных полномочий у тех или иных акторов (учредитель, ученый совет и т.д.). С помощью факторного анализа было выделено несколько измерений, описывающий университетскую политику: коллегиальность, (де)централизация и (не)зависимость от учредителя. Затем такие характеристики вузов как размер, тип, специализация, доход, географическое положение были использованы для предсказания принадлежности вуза к тому или иному вышеописанному измерению.

Оказалось, что влияние учредителя наиболее высоко в военных и частных вузах, и наоборот – в политехнических, педагогических и аграрных, также наиболее зависимые вузы располагаются в Москве. Закономерно, военные и частные вузы оказались наименее коллегиальными. Наиболее децентрализованными оказались аграрные, классические и культурные университеты, а наибольшая централизация характерна для медицинских вузов. Также в частных, военных и медицинских учебных заведениях выше зависимость от учредителя, централизация и ниже – коллегиальность.

С течением времени в вузах увеличивается децентрализация и зависимость от учредителя. Наиболее интересным открытием оказалось то, что ни размер, ни финансовая самостоятельность университета, ни диверсификация вузовской экономики не увеличивают независимость, коллегиальность и децентрализацию. В дальнейшем Центр постарается определить, как формальные уставы соотносятся с реальным распределением полномочий в вузах. Для этого будут использованы данные опроса, проведенного в 2006 году среди представителей административного корпуса пятисот высших учебных заведений. Такой всесторонний анализ поможет лучше понять реальную структуру принятия решений в российских университетах и ответить на вопрос – почему же после волны реформ российские вузы так и не стали похожи на Гарвард.