Кем были люди, которые возглавляли российское высшее образование после распада СССР, как их характеристики были связаны со свойствами подчиненных им учреждений, как их состав менялся под воздействие происходящих в этом секторе изменений, и как их атрибуты влияли на траектории подчиненных им организаций? В рамках проекта предполагается ответить на следующие вопросы:

  • Общие тенденции трансформации корпуса высших академических администраторов – феминизация, возрастная динамика, смена доминирующего профиля (приход администраторов с социально-экономическим бэкграундом);
  • Как, в ситуации выборности ректоров, характеристики вуза влияют на характеристики кандидатов – отличается ли ректор государственного и частного вуза, и становятся ли ректорами главных исследовательских вузов специалисты в «серьезных» науках с солидной научной биографией, а менее заметных – юристы и экономисты с опытом в предпринимательском секторе?;
  • Насколько мобильна профессия высшего администратора и какие изменения произошли в этой области – какая доля администраторов проделал всю карьеру локально?;
  • Привела ли отмена выборов на изменение характеристик кандидатов – сменилась ли модель сугубо локально выращенного администратора моделью внешнего человека с опытом в другом регионе и областях занятости?;
  • Как разные вуза и биографии ректора ведут к ректорскому долголетию – вероятности для инкумбента занимать пост на протяжении значительного времени;
  • Может ли смена ректора привести к существенной динамике показателей вуза в Мониторинге эффективности образовательных организаций, и если да, то в каком направлении – например, появление ректора с предпринимательским опытом на показателях финансовой деятельности;
  • Откуда берутся академические оппортунисты (оцениваемые по плагиату в диссертации согласно данным Диссернета), и как их присутствие сказывается на динамике организации?

Результаты проекта:

  • Губа К., Геращенко Д., Мироненко А. 2020. Новые управленцы в вузах? Волна смены ректоров в 2015-2017 гг.: . СПб: ЦИАНО (аналитическая записка pdf).
  • Мироненко А., Дьяченко Е. 2019. Академическое руководство через призму менеджериализма: связь между развитием вуза и научной специальностью ректора. Вопросы образования 1: 137-161 (статья pdf).