Онлайн-СМИ МЕЛ, которые рассказывают обо всем самом важном в российском и мировом образовании, опубликовали материал Михаила Соколова на тему “Как школьные оценки влияют на нашу жизнь”.
Михаил Соколов, изучая классовую структуру современного российского общества, нашел, что представителей разных классов разделяют возраст и оценки в школьном аттестате.

Для стиля жизни россиян возраст (вернее, поколение) оказывается важнее класса. Там, где в Европе мы встретим классовые границы, в России пролегают возрастные. Младшие, а не богатые, много путешествуют, участвуют во всевозможной культурной жизни и более открыты новому опыту.

Михаил полагался на данные, собранные ЦИАНО в 2019 году. Целью исследования было выяснить, как отличается образ жизни россиян в зависимости от их школьных оценок. Среди находок можно выделить, например, что отличники являются более активными участниками культурной жизни, а также обладают более высоким уровнем финансовой грамотности. Кроме того, в отличие от западных стран, таких как США, в российском контексте не наблюдается сильно ощутимой корреляции между доходами и уровнем образования. Нет также значимой разницы с точки зрения экономической отдачи в зависимости от того, учился ли человек хорошо и отлично и того, учился ли он хорошо и удовлетворительно.

Подобный результат объясняется стратификацией внутри высшего образования, результатом чего стало получение большей экономической отдачи лучшими из лучших, в то время как для плохо учившихся в школе учеников высшее образование не послужит социальным лифтом. Повсеместность высшего образования в России фактически обесценивает его, так как теряется его экономическая отдача, что противоречит задумке государства по обеспечению широкого доступа к высшему образованию для достижения более высокого уровня жизни населения.

Подробнее об исследовании на сайте МЕЛ по ссылке.